В последнее время в Сети стали все чаще появляться новости об уголовном преследовании за экстремизм в соцсетях. Этот вопрос стал актуальным для многих пользователей, люди начали беспокоиться за собственную безопасность. Как известно, спрос рождает предложение, и в Интернете стали появляться объявления об услугах по проверке соцсетей на наличие потенциально опасных постов и фотографий.
Одно из таких объявлений появилось на сайте Avito 2 августа. Нижегородец по имени Денис предлагает свои услуги по аудиту соцсетей и просит за это всего 380 рублей. Правда, через пару дней «аудит соцсетей» превратился в «ремонт компьютеров». По номеру телефона, указанному в объявлении, говорят, что никаких услуг по чистке соцсетей не предлагают, а потом и вовсе бросают трубку.
4 августа на том же сайте появилось новое объявление с предложением услуг по проверке соцсетей на экстремизм. Одна из девушек, которые предлагают свои услуги, Мария, с удовольствием согласились пообщаться с журналистом «Открытого Нижнего».
Как сказано в объявлении, чистка соцсетей стоит всего 350 рублей и занимает 2-3 часа. Проверяются посты на стене, фотографии и видео. Работу девушки обещают выполнить качественно и в кратчайшие сроки.
«Цена на наши услуги фиксированная и от количества соцсетей и аккаунтов не зависит. Время проверки зависит от объема работы. Если это странички обычных пользователей соцсети, не забитые мусором многолетней давности, то будет примерно 2 часа неторопливой, но очень внимательной проверки. Мы проверяем на расизм, нацизм и оскорбление чувств верующих. В основном обращаем внимание на посты. Если клиенту нужно проверить фото и видео, смотрим их тоже»..
Как призналась Мария, в штате компании сейчас работает всего два человека – она и ее подруга. Обе девушки пока студентки, одна из них учится на юриста. Она и занимается проверкой соцсетей. Вторая общается с клиентами.
Начать свое дело девушки решили всего несколько дней назад. Поводом для этого стали постоянно всплывающие в ленте новости об уголовном преследовании за экстремизм обычных пользователей Интернета.
«Мы просто увидели пост в сети от девушки из Барнаула, которую сажают в тюрьму за сохраненные картинки религиозной тематики. Мы надеемся, что сейчас еще есть время почистить свои фотоальбомы и стены в соцсетях и, так сказать, спасти себя от тюрьмы. Мы, в свою очередь, готовы сделать все возможное, чтобы помочь людям избежать наказания за шуточные картинки или записи».
Девушки сначала проверили аккаунты своих друзей, а потом решили выставить объявление в интернете.
«До этого мы проверили свои аккаунты, аккаунты своих друзей и даже нашли несколько потенциально опасных постов».
О конкуренции на рынке услуг, по признанию Марии, ей судить трудно. Кроме своего, она нашла только одно объявление с предложением таких услуг. За два дня, что их с подругой предложение висит на сайте, его просмотрело больше 40 человек. Пока обратился только один клиент. Правда, в итоге оказалось, что это был фейковый аккаунт журналиста «Открытого Нижнего».
Чтобы разобраться, как обезопасить себя от возможности попасть в тюрьму из-за репоста или лайка, мы обратились к юристу Микаилу Камилову. Как рассказал юрист, понятие экстремизма в законодательстве понимается очень широко и подразумевает большое количество подпунктов.
«Призывы в интернете могут не иметь четкую грамматическую форму, а могут содержать только одобрение, намеки на необходимость совершения подобных действий. А это значит, что достаточно лайка, репоста либо одобрительного комментария для того, чтобы человека можно было обвинить в экстремизме,- поделился юрист. – В моей практике был случай, когда человека за это привлекали к уголовной ответственности. 19-летнего парня приговорили к полутора годам лишения свободы условно за призывы к экстремистской деятельности по отношению к лицам с другим цветом кожи и религией».
Максимальное наказание, которое человек может понести за экстремизм в соцсетях, - пять лет тюрьмы. Как рассказал Микаил Камилов, обезопасить себя от возможности уголовного преследования можно, только если ограничить доступ к аккаунту, чтобы никто не мог в него войти, не состоять в подозрительных сообществах и чатах и не лайкать публикации, содержащие даже намеки на экстремизм.