Нижегородские исследователи оценили уровень психологической жизнеспособности учителей в регионе. Их изыскания показали, что в среднем уровень стресса у педагогов равен 7 баллам из 10. Как это влияет на здоровье педагогов, ценность профессионального успеха для учителей, их психологическое благополучие и готовность к освоению новых знаний и навыков специально для портала «Открытый Нижний» пояснила профессор, заведующая кафедрой психологии управления факультета социальных наук Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского Людмила Николаевна Захарова.
Нестабильный, неопределенный, неоднозначный: мир в стрессовом режиме
Проблема психологической жизнеспособности относительно новая, но общая для всех развивающихся и развитых стран, актуальная для широкого круга сотрудников, включая, безусловно, учителей. Психологической жизнеспособностью называют способность человека переживать стресс без потери производительности и качества труда в долговременной перспективе. Не просто ситуативно: понервничал и забыл.
Стресс всегда был характерен многих профессий, включая учителей. Большая ответственность, высокие эмоциональные нагрузки, необходимость взаимодействовать с людьми, которые гораздо младше тебя, преобладание представителей одного пола внутри коллектива – этот список можно продолжать еще долго.
Но в некоторых странах в последние десятилетия или даже в последние годы ситуация существенно изменилась. На смену так называемому SPOD-миру (простому, определенному, устойчивому, предсказуемому) приходит VUCA-мир (нестабильный, неопределенный, сложный и неоднозначный). Новый технологический уклад, основанный на знаниях, инновациях и цифровизации, усиливает стресс. У учителей это усиление обусловлено, в первую очередь, острой необходимостью в постоянном повышении квалификации, профессиональном развитии, чтобы не отстать, а лучше опережать все новые требования повышения качества образования, подготовки выпускников, способных самостоятельно находить и усваивать новые знания. И эту задачу, как правило, приходится решать в условиях систематических переработок. Можно отдельно не говорить о том, что жизнь в турбулентном мире специфическим образом сказывается на родителях учеников и самих учениках, повышая стрессовую составляющую общения с ними для учителя.
И все же, поскольку стресс – это адаптационный синдром, он проявляется острее там, где привыкание не наступает. Стресс имеет немало негативных эффектов в сфере самочувствия, здоровья. Если это не стресс вдохновения, то он способствует развитию депрессивных состояний, профессиональному выгоранию, и все это, в свою очередь, является фактором стресса, усиливая его.
Более того, стресс не остается в обозначенных рамках влияния. Чем сложнее деятельность, которой занимается человек, тем сильнее стресс ее разрушает. А освоение и использование новых цифровых технологий – сложная деятельность. Она разрушается быстрее и сильнее всего. Человек теряет даже имевшееся желание их осваивать, поскольку появляется чувство, что время будет потрачено зря, а усталость вырастает еще больше. Сил на другие важные вещи, например, семью и частную жизнь, не остается, настроение испорчено, здоровье подорвано. В результате снижается психологическое благополучие на рабочем месте и падает уровень жизнеспособности с уже названными последствиями: снижением производительности и качества труда, готовности к профессиональному развитию. Здоровье у учителей, как показывают исследования, находится не в лучшем состоянии. Признано, что профессия учителя связана с рисками для здоровья, прежде всего сердечно-сосудистых заболеваний, проблем с нервной системой, заболеваниями горла.
Под волнами 7-балльного стресса
Как дела обстоят у нижегородских учителей с психологической жизнеспособностью? Было проведено исследование при участии более чем 2.5 тысяч учителей средних и старших классов школ Нижнего Новгорода и Нижегородской области. По 10 балльной шкале уровень стресса у педагогов в среднем равен 7 баллов. У учителей, перерабатывающих более 5 часов в неделю, уровень стресса равен 8,3 балла. Преподаватели, избежавшие переработок, испытывают стресс на уровне 6,8 баллов. Учителя переживают стресс систематически, и он действительно сильный. Как утверждает создатель этого многократно проверенного теста Р. Кесслер, при таких показателях (а это только средние) люди нуждаются в помощи специалистов, если собственные навыки саморегуляции стресса не помогают.
Разница в показателях переживаемого стресса перерабатывающих и не перерабатывающих учителей статистически проявляется только как тенденция. Но это и понятно, поскольку каждый оценивает свое состояние, не сравнивая себя с другими. Более детально можно представить себе картину психологической жизнеспособности по важным показателям самооценки состояния сердечно-сосудистой и нервной систем (как наиболее сильно реагирующих на стресс), трудовой усталости и связи этих показателей с ценностью профессионального успеха, самооценкой профессиональной компетентности в возрастных и гендерных группах. Это и покажет характеристики психологической жизнеспособности учителей.
Все показатели в трех возрастных группах (молодые, среднего возраста, старшего возраста) статистически значимо хуже у учителей, перерабатывающих более 5 часов в неделю. Особенно драматична ситуация с самооценкой сердечно-сосудистой системы (ССС) у перерабатывающих учителей-мужчин. Вот цифры, чтобы оценить степень ухудшения. У молодых учителей-мужчин самооценка ССС практически не отличается от показателя не перерабатывающих коллег, и составляет почти 4 балла в среднем из 5 возможных, в среднем возрасте уже только около 2-х баллов, а в старшем возрасте 0.5(!) балла. И это не просто мужская тенденция ухудшения состояния ССС с возрастом. У мужчин-учителей без переработок самооценка несколько снижается, но не критично. У женщин-учителей падение показателей наблюдается, но не такое сильное, как у мужчин. Но и молодые женщины-учителя несколько хуже оценивают состояние своей ССС по сравнению с мужчинами. Но и у женщин без переработок самооценка ССС существенно лучше, чем у их перерабатывающих коллег, и эта разница сохраняется с возрастом.
С самооценкой состояния нервной системы (НС) ситуация примерно такая же: у неперерабатывающих она значимо лучше, чем у перерабатывающих, и имеет тенденцию ухудшаеться с возрастом. У молодых перерабатывающих женщин она существенно хуже, чем у мужчин. Это свидетельствует об известном в науке факте, что женщины острее переживают стресс. Но тут важно подчеркнуть такой факт. Женщины лучше поддерживают свою психологическую жизнеспособность в условиях переработок, чем мужчины. С возрастом они развивают у себя умения регулировать стресс лучше, и тем самым защищают свое здоровье хотя бы на уровне самочувствия.
Косвенным свидетельством верности полученных данных является величина проверочного показателя – усталости от домашней работы. По этому показателю практически нет значимых различий ни между гендерными, ни возрастными группами, ни с переработками, ни без переработок.
Переработки и их влияние
К каким выводам мы приходим? В первую очередь можно отметить, что переработки являются стрессовым фактором и негативно влияют на самочувствие учителей в наиболее профессионально уязвимых сферах здоровья: сердечно-сосудистой и нервной систем.
Расчет взаимозависимости показателей позволяет сделать еще один н важный вывод. Ценность профессионального успеха, показатели самооценки ССС и НС, показатели психологического благополучия в целом связаны между собой статистически высоко значимой связью. То есть ухудшение одного из них автоматически вызывает аналогичные изменения других характеристик.
А вот переработки и усталость влияют на ценность профессионального успеха через самооценку ССС и НС. Чем меньше переработки и усталость, тем лучше самооценка ССС и НС, тем выше ценность профессионального успеха. Интересно, что переработки и усталость не влияют прямо на ценность профессионального успеха. Учителя как будто стараются их не замечать, считая естественными следствиями напряженного труда. Однако такая позиция маскирует негативное влияние этих факторов, отвлекая внимание учителей от сигналов неблагополучия относительно состояния здоровья.
Вторая группа фактов состоит в прямой связи с таким важнейшим показателем психологической жизнеспособности учителей, как готовность к профессиональному развитию и ее воплощение на практике. У мужчин, избежавших переработок, ценность профессионально успеха во всех возрастных группах статистически выше. И этот показатель со временем меняется незначительно, налицо отсутствие его выраженной возрастной динамики. Таким образом, второй вывод состоит в том, что переработки являются барьером готовности к профессиональному развитию.
Третий вывод состоит в том, что возраст не сказывается на ценности профессионального успеха. Связь между возрастом и ценностью профессионального успеха не обнаружена ни у мужчин, ни у женщин.
Однако здесь все не просто. Ценность профессионального успеха достигается по-разному в возрастных группах. Удалось выделить три сценария профессионального развития. (Безусловно, только как тенденции). Первый сценарий профессионального развития характерен для молодых учителей. Им сложнее всего, психологическое благополучие у них ниже, чем в более поздних возрастах. Они выбирают наиболее трудные курсы повышения квалификации, стремясь повысить свою профессиональную компетентность. Но накапливающаяся усталость и стресс делают свое дело. Для среднего возраста более типичен второй сценарий поддержания профессионализма. Он выстраивается с учетом баланса самочувствия и затрат на преодоление стресса. Выбор курсов повышения квалификации соответствует их средней субъективной сложности. Третий сценарий характерен для учителей старшего возраста. Это поддержание психологического благополучия, за ним стоит и забота о здоровье: учителя старшего возраста выбирают более легкие курсы повышения квалификации, подчеркивая их высокую значимость для достижения результатов обучения. У учителей-женщин эти сценарии прослеживаются более отчетливо, чем у мужчин.
Что делать?
Можно заключить, что если ничего не делать с обеспечением высокой психологической жизнеспособности учителей, то нельзя рассчитывать на то, что будет достигнут не формальный, а реальный рост профессионализма всех возрастных и гендерных групп учителей.
Трудно ожидать, что в обозримой перспективе переработки и стресс инновационных изменений и просто турбулентность внешней среды уменьшатся. И потому повышение психологической жизнеспособности учителей целесообразно вести в нескольких относительно независимых направлениях. Необходимы как административный контроль за объемом переработок и если не персонализация повышения квалификации, то, по крайней мере, ее проведение с учетом принадлежности учителя к гендерной и возрастной группе, что увеличит психологическую безопасность и качество подготовки.
Также важно включить в содержание подготовки профилактику стресса, саморегуляцию эмоциональных состояний и поддержание здоровья. Безусловно, очевидна необходимость в помощи родителям по воспитанию детей, в том числе – в плане обучения профилактике и преодолению конфликтов. Ясно и то, что и в школах важно создавать программы психологического благополучия сотрудников, как это делается в современных эффективных компаниях.
Проблема психологической жизнеспособности учителей, учеников и их родителей настолько актуальна уже сейчас и во временной перспективе, что факультет социальных наук НИУ ННГУ им.Н.И.Лобачевского не только ведет широкие, в том числе международные, исследования по этой теме, но и открывает новую образовательную программу по психолого-педагогическому консультированию в сфере образования, социальной сфере и бизнесе.