Кандидат социологических наук, доцент кафедры отраслевой и прикладной социологии ННГУ им. Н.И. Лобачевского Мария Придатченко дала интервью порталу «Открытый Нижний» по теме развития семейного образования в регионе.
- Как Вы могли бы в целом оценить текущее состояние сферы семейного образования в Нижегородской области?
- Семейное образование – сфера личной жизни граждан. Чиновникам и социологам доступна лишь информация о количестве детей, обучающихся в этой форме образования, о количестве «семейников», сдающих ГИА, и уровне их баллов. Это те данные, которые родители или опекуны детей, осваивающих школьную программу в семье, обязаны представить в органы управления образованием. Число семей, обучающих своих детей самостоятельно, растет каждый год: в 2023 – 2024 учебном году, по статистике Минпросвещения, в Нижегородской области было 1515 детей, обучавшихся в форме семейного образования, и 46 детей, обучавшихся в форме самообразования (10 и 11 классы). https://edu.gov.ru/activity/statistics/general_edu
Скорее всего, количество детей, не посещающих школу и осваивающих школьную программу, больше. Рынок услуг для семей, обучающих детей самостоятельно, увеличивается в разы. Каждый год появляются онлайн-школы: они предлагают и учебные курсы, и возможности для сдачи аттестации. В Нижнем Новгороде появляются «семейные» школы, помогающие в освоении школьной программы. Это частные образовательные центры, у них нет лицензии на реализацию и аттестацию по школьной программе. Они осуществляют свою деятельность по лицензии на дополнительное образование и организовывают аттестации для своих учеников через онлайн-школы. Их услуги пользуются популярностью.
Развивается сообщество родителей, обучающих детей в форме семейного образования. Люди общаются и онлайн, и очно: объединяются для организации уроков, экскурсий, совместных посещений различных мероприятий, организуют вечера настольных игр. Нижегородские «семейники» живут активно: участвуют в конкурсах, фестивалях, культурных и общественных мероприятиях, которые организуются в области.
- На Ваш взгляд, каковы перспективы развития семейного образования в регионе? Насколько оно востребовано сейчас и как может меняться этот показатель в обозримом будущем?
- Семейное образование будет востребовано, пока наша школа в кризисе. На семейное образование люди уходят за качественным образованием, потому что в школе нехватка учителей, оборудования, необходимого для организации качественного и интересного образовательного процесса. (Кстати, часто спрашивают, как учить физику и химию не в школе. Школа давно отстала в этом вопросе: появились и частные лица, и организации, которые проводят для детей великолепные, интересные и понятные уроки со всеми положенными по программе опытами по этим дисциплинам). Школьная программа похожа на авоську: в нее постоянно что-то пихают, все это торчит в разные стороны, ясность и логика утрачены. Школьные классы переполнены, принцип территориального формирования классов сомнителен. Школа перекладывает на родителей выполнение домашнего задания, подготовку проектов, изучение непройденного в школе. Вот часть родителей и берет на себя функции школы и обходится без нее.
Обучение в группе, в команде очень важны. Семья, особенно с детьми, не должна замыкаться на себе и превращаться в натуральное хозяйство. Но на данном этапе школа не готова предложить семье адекватные формы сотрудничества, она выступает как руководитель, а не помощник и партнер в развитии детей. Полагаю, что в обозримом будущем семьи будут самостоятельно учить своих детей, создавая спрос на образовательные услуги, на который рынок оперативно среагирует.
- Есть ли факторы, которые мешают развитию семейного образования в Нижегородской области? Каким образом государство или общественные организации могли бы ограничить или устранить их воздействие?
- Российское законодательство в сфере образования одно из самых лояльных и либеральных в мире. Семье предоставлены широкие полномочия в организации и реализации обучения детей. Формы отчетности властными органам, осуществляющим контроль за соблюдением прав детей, незначительны, экологичны и не нарушают приватность семьи. В Нижегородской области органы управления образованием лояльны к семьям, выбравшим эту форму образования, соблюдают законодательство, не требуют лишних отчетов, помогают в выборе школ для прохождения аттестации.
- Что обязательно должны учитывать родители, решившие перейти к формату семейного образования?
- Семейное образование меняет стиль жизни семьи: взаимодействие с ребенком займет большую часть времени, вопросам его развития и обучения подчиняются все остальные процессы в семье, работа и дела, которые делаются без детей, отходят на периферию. Есть родители, которые находят себя в этом процессе, он доставляет им радость. Есть те, для кого взаимодействие с ребенком в режиме «нон-стоп» - это тяжелая ноша, а между ними множество вариантов, из которых можно выбрать подходящий.
Специалисты рекомендуют не воссоздавать школу дома, а выработать свой формат обучения и контроля знаний. Это потребует от родителя больших затрат: понять свои цели, организовать расписание ребенка и свое, найти подходящие и доступные ресурсы, знакомиться и договариваться со своим ребенком, при этом ориентироваться на ФГОС, потому что аттестацию после 9 класса обязаны сдать все. Семейное образование – это сложно, это трудно. Но если вы решились, обратитесь в онлайн-сообщества родителей, обучающих детей в форме семейного образования, там ответят на вопросы, поделятся обучающими ресурсами, поддержат добрым словом.