«Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества»
Ф.М. Достоевский, «Идиот»
Пятничное
Сегодняшняя колонка должна была быть о другом. Но судьба, как режиссёр-провокатор, всегда вносит коррективы. Речь пойдёт о Паше Технике — рэпере, который умер в тайской больнице, приняв за неделю до этого что-то очень вредное, токсичное и наверняка запрещённое в РФ и других цивилизованных государственных образованиях. Сначала я честно подумал, что писать о таком, как сейчас говорят, «зашквар». А потом вспомнил, что о мёртвых мы, русские, либо хорошо, либо никак, а значит, и бояться зашквариться не надо. Тем более о смерти легенды русского рэп-андеграунда уже написали ТАСС, RT и топовые телеграм-каналы. И чем мы хуже, если мы лучше?
Павел Ивлев, он же Паша Техник, — из тех, кого при жизни клеймят «проблемными». Непутёвый, разложившийся, вечно балансирующий между клиникой и клипом. Но те, кто в нашем неоднозначном мире пересекался с этой спорной личностью в медиапространстве, подтвердят: за маской порой уродливого шута, как ни странно, скрывался свет. Что? Да! И я подумал, а ведь и правда: искренность в нашем мире опасна. Её часто прячут за шутовством, наркотиками, безумием и клоунскими выходками. «Что возьмёшь с юродивого?» — вздыхают люди, крестясь, отворачиваясь от голого Васьки, шагающего с очередной боярской тусовки.
Юродивые: зеркала, в которых страшно смотреться
Но кто же они такие, юродивые? Для чего нужны эти балбесы без царя в голове? Юродивые на Руси никогда не вписывались в храмовые рамки. Они плевались в иконы, спали на помойках, кричали правду в лицо божьим помазанникам — и этим, как потом оказывалось, спасали души тех, кто их слушал. Вот и Пашок Техник, как Николка из пушкинского «Годунова», бубнил свои безумства под биты, а не под колокола. Может, и его «безумие» было единственным способом остаться человеком в мире, где сегодня даже боль продаётся под соусом трендов?
Не знаю, время покажет, может, оно и так. А что? Он ведь такой не один. Вспомните Горшка из «Короля и Шута», которого вдруг заново признали после модного сериала, или, если хотите, более социальный пример — Жириновского, которого десятилетиями держали за шута, но чьи слова, как шило, вскрывающие гнойники политики, сегодня зовут пророческими. Их не понимали. Над ними смеялись. И только после смерти вдруг осознавали: они были зеркалами, в которых общество боялось увидеть себя. Несвоевременность — вечная драма, где есть мы и они.
Эпоха глухих: цифровой детокс для правды
Ну что поделать, надо жить в предлагаемых условиях, да? А живём мы в мире, где алгоритмы подсовывают нам то, что «релевантно», а искренность могут ненароком объявить диагнозом. Поэтому пашкины абсурдные и асоциальные выходки и песенки — это крик в вакууме. Что я предлагаю сделать? Оцифровать покойного безумца. Создать нейросеть на основе голоса, строчек, шутеек и абсурдных умозаключений — пусть алгоритм продолжает его дело. Не для хайпа, а чтобы напоминать: люди умирают, а искренность не умрёт никогда. Она, как молитва, которую юродивые шепчут в наушники эпохи глухих.
Пятница — идеальный день для такой колонки. День, когда сотни тысяч молодых людей сжигают свои жизни на танцполах и домашних вечеринках. Но в русской традиции это не только «развратница», но и время искупления. А значит, надо верить, что у любого тёмного всегда есть и светлая сторона. Покойся с миром, Пашок. Царствие тебе небесное, раздолбай.
P.S. Главред «Открытого Нижнего» Егор Седов