Музей, которого нет: нижегородцам раскрыли секреты шедевра Федора Шехтеля
Городской интерактивный портал
ОТКРЫТЫЙ НИЖНИЙ

ОТКРЫТЫЙ НИЖНИЙ

ГОРОДСКОЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОРТАЛ

Музей, которого нет: нижегородцам раскрыли секреты шедевра Федора Шехтеля

6 декабря 2024 12:59

Автор статьи: Екатерина МЕРЗЛЯКОВА

3281

Городской интерактивный портал ОТКРЫТЫЙ НИЖНИЙ

12 апреля 1914 года известный архитектор Фёдор Шехтель закончил работу над проектом Земского музея, который планировалось построить в память 300-летия воцарения дома Романовых. Музей хотели возвести на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде. Он должен был стать органичной частью ансамбля исторических построек, но, увы, случилась Первая мировая война. А эскизы проекта убрали в долгий ящик. Только спустя 110 лет, в год 165-летия знаменитого творца, проект Нижегородского губернского земского музея был в полном виде представлен общественности. «Открытый Нижний» посетил выставку «Федор Шехтель: неизвестный нижегородский проект великого зодчего» (0+) в НГХМ и поговорил с её куратором, замгендиректора по научной работе музея Ириной Мироновой.

куратор выставки вод.jpg

музей вод.jpg

По словам Ирины Мироновой, все эскизы Земского музея сохранились до наших дней в оригинальной папке в свёрнутом виде – именно так, как это было подготовлено Шехтелем для утверждения проекта и отправки его в Санкт-Петербург. Документы поступили в фонды НГХМ в 30-е годы XX века, но материал никогда не показывался в полном объёме. В проект вошли не только общие виды, но и планы, по которым можно увидеть, что должен был представлять из себя Земский музей.

оригинальная папка вод.jpg

                      Шехтель вод.jpg         

«Губернский Земский музей – это не картинная галерея, не художественный музей. Это музей, где представлены все направления деятельности Земства (местного самоуправления). Оно курировало медицину, промыслы, дорожное строительство и другие сферы деятельности», – отметила куратор выставки.

видно на плане вод.jpg

На плане выше хорошо видно, что в музее планировалось собрать самые разноплановые отделы – от кустарного до естественно-исторического. В целом это был некий симбиоз музея и общественного здания.

По плану Шехтеля, музей должен был быть двухэтажным с полуподвальным помещением, выполненным в стиле «национальный романтизм» (направление в модерне. – Прим.ред.). Кстати, самого Шехтеля часто называют «отцом русского модерна», а сам он определил стиль музея как «псковско-новгородский». Данный стиль, по мнению архитектора, давал возможность обособлять отдельные части здания, выражая во внешнем облике внутреннее назначение помещений.

подробный план этажа вод.jpg

Говоря о фасадах здания, стоит отметить, что два главных должны были выходить на Верхневолжскую набережную и улицу Больничную (улица Нестерова. – Прим. ред.). Предполагалось, что они будут облицованы тесаным известняком из жигулевских камнеломен, а дворовые фасады – оштукатурены. Шехтель продумал и более экономное решение – штукатурку главных фасадов новым способом с крошкой из камня и мрамора.

фасад больничная вод.jpg

фасад вв вод.jpg

Интересно, что в проекте нереализованного музея есть детали, выполненные в натуральную величину. Здесь, например, можно увидеть герб, который планировалось выполнить из мозаики, частые окна и теремную крышу.

деталь вод.jpg

еще деталь вод.jpg

еще одна деталь вод.jpg

«Посмотрите на графику. Это все оригинальные рисунки. Не печать на компьютере, а графика, которая напоминает произведение искусства. В этом зале мы решили сделать реконструкцию, показать, как бы выглядел изнутри кустарный отдел в Земском музее. Убранство данного зала отсылает к народному искусству», - подчеркнула собеседница «Открытого Нижнего».

кустарный з вод.jpg

кустарный за вод.jpg

кустарный зал вод.jpg

На этой (см выше) реконструкции показано, как мог выглядеть центральный зал для собраний Земства. Шехтель сделал его двухсветным с двойными окнами и кустарным оформлением – резьбой по дереву.

центральный зал рекон вод.jpg

детейлс вод.jpg

красивоо вод.jpg

Ирина Миронова рассказала, что архитектор дружил с русским художником Михаилом Врубелем. У них была особая творческая связь. При работе над проектом музея Шехтель изобразил в аванзале перед входом в большой зал панно с богатырями Микулой Селяниновичем и Добрыней Никитичем по эскизу Врубеля.

«Оно могло быть сделано темперой или майоликой. Но, к сожалению, Нижний Новгород был лишен и уникального здания музея, и уникального творения – панно Врубеля», – добавила замгендиректора НГХМ.

врубель вод.jpg

врубель ближе вод.jpg

В экспозицию также вошла сделанная специально для выставки панорама, на которой показано, как Земский губернский музей смотрелся бы на современной Верхневолжской набережной. Отметим, что сейчас на этом месте находится многоквартирный жилой дом со встроенными кафе, из-за чего реализация проекта здесь невозможна. Однако проект все же может быть реализован, о чем в своем Telegram-канале сообщил нижегородский губернатор Глеб Никитин.

«По эскизам для начала нужно будет заказать проектную документацию и, если все сложится, определяться с местом», - сказал глава региона.

панорама вод.jpg

По мнению Ирины Мироновой, такой музей, если и размещать, то в исторической части Нижнего Новгорода, например, в границах Верхневолжской набережной и улицы Нестерова.

«Но надо понимать: музея, который задумывал Шехтель, сейчас уже не будет, поскольку не существует земства как такового», - заключила куратор выставки.

Шехтель вод вод.jpg

подпись вод.jpg

здания архитектора вод.jpg


Фото: «Открытый Нижний»


Лента новостей

Комментарии 0