За последние 20 лет численность населения Нижегородской области сократилась с 3,48 до почти 3 млн человек (или примерно на 12%). В то же время количество жителей городов региона уменьшилось на почти 275 тыс. (или на 10%). Это само по себе можно оценить как тревожный сигнал. Однако в разрезе конкретных городов региона мы наблюдает еще более масштабную депопуляцию. В Выксе численность населения уменьшилась на 27%, в Ветлуге – на 22%, в Ворсме – на 21,5%, в Навашино – на 20,3%, в Шахунье – на 19,6%, в Чкаловске – на 18,7%, в Дзержинске – на 16,5%. , в Заволжье – на 14,7%.
На это могут ответить: чего Вы паникуете? В Сарове, Урене, Бору и Семенове население за последние годы выросло. А сокращение численности городов – это общий тренд для большинства регионов. Люди уезжают в Москву, Петербург, на Кубань и иные «теплые» в том или ином смысле места. Численность жителей сокращается даже в самом Нижнем, в конце концов, но город живет.
Однако такого рода оптимизм не вполне уместен. Во-первых, Саров, Урень, Бор и Семенов – это единственные города области, в которых в 2011 – 2021 годах росло население. Прочие населенные пункты стабильно «усыхали». Во-вторых, нельзя не отметить, что быстрее всего «ужималось» население малых городов области. Да, мы имеем примеры существенного уменьшения населения в Выксе, Дзержинске и Заволжье. Но в то же время за последние 20 лет число жителей Бора, Павлово, Балахны, Кстово, Арзамаса изменилось лишь незначительно. Нижний Новгород лишился только 8,5% населения.
И это связано не только с тем, что жители крупных городов имели меньше стимулов для переезда в другой регион. Вероятнее всего, что большую роль сыграла внутрирегиональная миграция, в первую очередь – в рамках движения молодежи.
Только в 2023 году процесс миграции внутри области охватил 31472 человека (и это лишь далеко не полные официальные данные Росстата). В основном переселение проходило на межгородском уровне. Из «человейников» выехали 19946 жителей области и 20003 стали обитателями других городов.
Есть ли у нас что-то, чтобы подтвердить эти догадки? Обратимся к данным исследования, проведенного экспертами Центра социологических исследований Государственного университета управления под руководством Натальи Пушкаревой в конце 2023 года (более свежей социологии мы на данный момент не имеем).
В целом об отсутствии планов на переезд из родного города, поселка или села социологам сообщили 33,2% молодых нижегородцев. Впрочем, среди условных школьников и студентов величина этого показателя была отмечена на еще более низком уровне: менять место жительства не были намерены только 28,7% опрошенных в возрасте 14 – 24 лет. Не имели планов «свалить» лишь 13,8% школьников, 29,5% студентов колледжей и 35% юношей и девушек, обучающихся в вузах.
Всего о наличии намерения покинуть «родные пенаты» сообщили 49,1% молодых жителей области. 23,1% опрошенных заявили, что намерены переехать в другой город внутри региона. Т.е. примерно половина намеревающихся «уйти в релокацию» намерены переезжать именно внутри границ региона.
Вполне ожидаемо, основным центром притяжения для «внутренних мигрантов» стал именно Нижний Новгород: в областной центр хотел перебраться каждый пятый участник опроса. На юге региона доля будущих «покорителей большого Нижнего» достигала 38,9%, на Западе – 33,7%, на Севере – 32,6%. Райцентры мало привлекают молодых нижегородцев: в затухающие города и поселки хотели бы перебраться лишь 3,6% опрошенных.
Понять мотивы будущих «понаехавших» достаточно просто. Будущим коренным жителям областной столицы «в минус первом поколении» нужны были не пиастры, слава, блэкджек и куртизанки. Как признали социологи по итогам исследования, основные жизненные установки областной молодежи сводятся к двум пунктам - желанию достигнуть высокого уровня материального благополучия и стремлению «жить спокойно, работать и заботиться о семье».
В то же время 35% молодых нижегородцев оценивали возможности реализации своих талантов и способностей в родном регионе как низкие, еще 35,5% - как средние, и лишь 29,5% - как высокие.
Особенно высок был уровень социального пессимизма внутри возрастной группы 25 – 35 лет (среди них доля опрошенных, заявивших о высоких возможностях для самореализации, составляла менее 25%). Пониженным оптимизмом отличались работающие молодые нижегородцы (о больших перспективах для реализации своего потенциала сообщили только 25,7% представителей этой группы).
Меньше всего уверенной в светлом будущем молодежи проживало на севере и юге области: в первом случае о низких возможностях для самореализации заявили 43% молодых людей, во втором – 40,3%. На востоке и западе тот же вариант ответа выбрали 35,2% и 35,8% опрошенных.
Что мы имеем в итоге? Примерно половина молодых жителей Нижегородской области хотели бы при возможности сменить место жительства. Каждый четвертый обитатель региона в возрасте до 35 лет планирует (при благоприятных обстоятельствах) уехать в другой город внутри области. И почти всегда речь идет именно о региональной столице: перебраться в Нижний хотели бы почти 20% молодых людей и подростков. На севере, юге и западе области величина этого показателя превышает 30%. И это не случайно: на этих территориях показатель социального пессимизма аномально высок, и местная молодежь связывает возможности для самореализации преимущественно с переездом в более благополучную областную столицу. Причем речь идет не о намерении «схватить Бога за бороду»: в Нижнем Новгороде большинство приезжих ищут преимущественно стабильную работу с высоким окладом, которая позволила бы создать и полноценно содержать семью.