Фото: Прокуратура Нижегородской области
Политолог Николай Пономарев о проблеме аварий на теплосетях в Нижнем Новгороде.
На прошлой неделе в Нижнем Новгороде на улице Пушкина прорвало трубу с горячей водой, из-за чего на пешеходной дорожке образовалась яма с кипятком.
В результате, как сообщает СК СУ по Нижегородской области, возбуждено уголовное дело и назначен комплекс судебных экспертиз, а Председатель СК России Александр Бастрыкин потребовал доклад руководителя СУ СК России по Нижегородской области Айрата Ахметшина о ходе и результатах расследования.
Из-за аварии двое прохожих направлены в больницу с ожогами 12% и 14% поверхности тела, а еще одна пострадавшая поступила в реанимацию с ожогами 30% поверхности тела и тяжелым ожоговым шоком.
Помимо того, три многоквартирных дома остались без отопления из-за ремонтных работ.
Лопнувшая теплотрасса, как выяснилось, была проложена еще в 1990 году, а ее ремонт был запланирован на ближайшие месяцы.
Авария закономерно вызвала широкий резонанс, во многом – в силу того, что внезапное появление ям с кипятком посреди асфальта уже успело стать поводом для паранойи у некоторых нижегородцев. К сожалению, такие аварии не так уж редки. Достаточно вспомнить о провалившемся возле «Вкусно и точка» или о «коммунальной катастрофе» 16 января 2024 года, когда в результате аварии на пересечении улиц Студеной и Славянской в центре областной столицы пострадали от 12 до 16 человек (среди них – двое детей).
Многие помнят и жуткую историю из Дзержинска, произошедшую в марте 2021 года. Тогда 20-летняя студентка получила ожоги 70% тела после того, как у нее под ногами внезапно образовалась яма с кипятком.
Шок от аварии 24 февраля наложился на память об иных жертвах ветхих теплосетей, и это закономерно породило волну критики в адрес коммунальщиков. Как это ни парадоксально – не всегда обоснованной. В последние годы компания «Теплоэнерго» действительно добилась заметных успехов на поле борьбы с износом инфраструктуры.
Впрочем, результаты этих усилий оцениваются по-разному. Так, на заседании постоянной комиссии нижегородской Гордумы по городскому хозяйству 22 января 2024 года было заявлено следующее. В отопительном сезоне 2022 – 2023 годов было выявлено 856 аварий на теплосетях, в 2023 – 2024 годах – 845, в 2024 – 2025 – 598. По сравнению с прошлым отопительным сезоном, число жалоб нижегородцев на работу отопительной системы уменьшилось на 38%. Однако в мае 2024 года на заседании профильного комитета областного заксобрания были названы другие цифры. Тогда исполняющий обязанности министра энергетики и ЖКХ Михаил Куренков сообщил депутатам, что на протяжении отопительного сезона 2023 – 2024 годов непосредственно в Нижнем Новгороде было зафиксировано 2022 аварии - на 33% больше, чем в прошлом сезоне.
Однако даже оценка, приведенная на заседании постоянной комиссии нижегородской гордумы, не может рассматриваться как повод для оптимизма. Стахановские темпы обновления инфраструктуры «Теплоэнерго» больно ударили по прибыли компании, и потому уже в 2025 году она сократила планы замены сетей сразу на 36%. Свою роль в этом сыграло, очевидно, и повышение ключевой ставки: в минувшем году банки отказались предоставить «Теплоэнерго» кредит в размере свыше 50 млн, необходимый для пополнения оборотных средств (т.е. оплаты налогов, аренды, а также услуг поставщиков, контрагентов и собственных сотрудников).
Решение вопроса изношенных теплосетей в Нижнем Новгороде и в регионе в целом упирается именно в отсутствие необходимых средств. Всего для замены обветшавших труб отопления в Нижегородской области до 2030 г. требуется 80 млрд рублей.
В отопительном сезоне 2023–2024 годов в Нижегородской области количество аварий на тепловых сетях увеличилось на 30%, а жалобы жителей возросли на 60%. В прошлом и текущем годах на модернизацию коммунальных сетей регион получил 7,6 млрд рублей, но до 2030 года потребуется около 80 млрд рублей. Однако в бюджете области их нет и не предвидится. А размеры федеральной помощи носят более скромный характер. Так, в 2023–2024 годах область получила 7,6 млрд на соответствующие нужды, и неизвестно, сможет ли Москва хотя бы сохранить размер помощи в ближайшие годы. Конечно, можно попробовать занять средства по льготной процентной ставке в Фонде ЖКХ. Но за счет чего область будет их возвращать?